» » Методический материал в виде брошюры "игры и упражнения для занятий". Тренинг позитивного мироощущения для подростков Упражнение «Построиться по росту»

Методический материал в виде брошюры "игры и упражнения для занятий". Тренинг позитивного мироощущения для подростков Упражнение «Построиться по росту»

Независимо от темы, работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Представленные упражнения также могут использоваться в качестве дополнения или изменения содержания занятий.

1. Упражнение «Бегущие огоньки»

Цель - подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку.

Инструкция: дети пишут свое имя на листочках и прикрепляют его к одежде.
После чего педагог просит представить, что мы - единая гирлянда, в которой есть бегущие огоньки, нужно зажечь свой огонек, для этого необходимо сказать свое имя по кругу.

2. Упражнение «Меня зовут…»

Цель - знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Инструкция: назвать свое имя и выполнить какое-нибудь движение. Группа дружно повторяет высказывание и движение каждого.

3. Упражнение «Знакомство».

Цель –

Инструкция: каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная.

4. Упражнение «Приветствую!

Цель – знакомство, повышение сплоченности группы.

Инструкция: делимся по три группы. Одна группа «европейцы», другая «африканцы», третья «японцы». Европейцы здороваются рукопожатием, японцы, сложив ладони, кланяются, а африканцы – подпрыгивая на месте, издают звук «уу».

5. Упражнение «Кто я в данный момент».

Цель - создание условий для выявления настроения детей и их готовности к работе.

Инструкция: детям предлагается указать, с каким животным себя ассоциируешь в данный момент. Рефлексия.

6. Упражнение «Хлопки»

Цель -

Инструкция: встаньте в круг, по команде начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом, делаем только один хлопок. Первый раз, как пробный вариант, второй на время.

7. Упражнение «Настроение дождя».

Цель - упражнение-энергизатор, поднятие настроения участников.

Инструкция: Давайте представим, что настроение - это дождь.

а) Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа и, слушая инструкцию постукиваем ладонями, изображая дождь.

Дождик начался и медленно постукивает по асфальту… он учащается.., а теперь и звуки его усиливаются, сейчас он набирает силу и еще сильнее бьет по асфальту, теперь он приостанавливается… и медленно заканчивается.

б) Положите праву руку на колено соседа, сидящего справа, а левую на колено соседа слева. Будем также изображать дождь…

8. Упражнение «Молекулы».

Цель –

Инструкция: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые хаотично движутся, иногда объединяются в молекулы. Я называю любое число, а ваша задача объединяться по числу, которое услышали.

9. Упражнение «Времена года»

Цель – активизация участников группы, повышение сплоченности группы, разделение учащихся на группы (по дням рождения).

Инструкция: Задача без слов объединиться по группам, по времени года своего рождения. Итак, должно получиться 4 группы: те, кто родился летом, весной, осенью и зимой. Использовать только невербальные способы.

10. Упражнение «Построиться по росту».

Цель- создание условий для сотрудничества в группе, развитие умения взаимодействовать друг с другом,

Инструкция: В станьте, пожалуйста, в круг, закройте глаза. Ваша задача, закрытыми глазами построиться по росту. Можно построиться по цвету глаз, по цвету волос, по теплоте рук.

11. Упражнение «Веселая зарядка» …» (используется преимущественно для младших школьников)

Цель –

Инструкция: Изобразите то, что я скажу:

Вы - проснувшиеся котята, потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

А сейчас, тянемся вверх, как жирафы…

Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

А теперь мы – маятники, тяжелые громоздкие, покачаемся из стороны в сторону.

Теперь станем осенним листочком, качающемся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек.

Сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно.

Срываем цветы – приседая.

12. Упражнение «Оригинал»

Цель - повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Пройди по диагонали своим оригинальным способом.

13. Упражнение «Составь фигуру»

Цель – создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Все в кругу. По команде нужно молча, не переговариваясь друг с другом, встать определенным образом, как услышите, так, чтобы получилась фигура (треугольник, квадрат, круг).

14. Упражнение «Кто когда-нибудь…»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Ведущий называет определенные действия. Те, кто совершали их - встают, а все остальные им хлопают. Например. «Кто забирался на дерево, чтобы спасти кошку?. Кто засыпал с жвачкой, а утром просыпался и снова жевал ее? Кто плакал над фильмом? Кто сам делал мороженое? И т.д. любой по кругу может задать свой вопрос.

15. Упражнение «Счет».

Цель – развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.

Инструкция: Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того. Как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

16. Упражнение «Посиди, как…»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Не сходя со стула, посидите, так, как сидят:

Председатель экз. комиссии.

«Побитая собака».

Преступник на скамье подсудимых.

Невеста на свадьбе.

Космонавт в скафандре.

17. Упражнение «Улыбнись, как…» (используется преимущественно для младших школьников и мл. подростков)

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Улыбнитесь, как улыбаетесь:

Вы – своей маме.

Собака своему хозяину.

Само солнышко

Очень вежливый японец.

Кот на солнышке.

18. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель – создание условий для доверительных, коллективных отношений, повышение групповой сплоченности.

Инструкция: ведущим дается фраза, и затем она передается по кругу. Как правило, в конце она заметно искажается, педагогу можно сделать вывод, что таким образом искажается информация, полученная от людей, и рождаются слухи.

19. Упражнение «Единица – А, Двойка – Б»

Цель - повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Первый участник называет цифру, а второй – букву алфавита и т.д.

20. Упражнение «Это здорово!»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие, повышение самооценки.

Инструкция: В центр круга выходит ученик и говорит о любом своем качестве, умении или таланте, /например «я умею танцевать», умею прыгать через лужи и т.д./ В ответ на каждое высказывание остальные хором отвечают «Это здорово!» И поднимают вверх большой палец.

21. Упражнение «Фрукты»

Цель – снятие эмоционального напряжения, разделение группы на команды.

Инструкция: - Рассчитайтесь, пожалуйста, на: /запомнив название фрукта, который сказали/

Яблоки.
Груши
Сливы
Персики
Бананы .

22. Упражнение «Фруктовый салат».

Цель - раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

Инструкция: (После деления на фрукты) - Я называю название фрукта и все кто, к нему относятся, меняются местами, когда говорю «фруктовый салат», то должны поменяться местами все фрукты.

23. Упражнение «Наш Девиз»

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы, самораскрытие.

Инструкция: Задание выбрать капитана команды и придумать девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!»

24. Упражнение «Пишущая машинка».

Цель – выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.

(Фраза «У меня отличное настроение!» вывешена на доске.)

Инструкция: Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться, кто – то будет пробелом, точкой и восклицательным знаком.

Итак, мы - буквы алфавита. Будем печатать предложение - У меня отличное настроение! Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название, а знаки, когда очередь дойдет до них, хлопают один раз в ладоши.

25. Упражнение «Капуста»

Цель - выработка положительных эмоций, создание позитивного эмоционального настроения, сплочение коллектива.

Инструкция: Надеть на капитана максимальное количество вещей. Затем мы будем считать, сколько вещей на нем оказалось.

26. Упражнение «Найди свою пару».

Цель – выработка положительных эмоций, сплочение коллектива.

Инструкция: ведущий раздает карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Надпись должен видеть только тот, который получил карточку.

Ваша задача найти свою пару. При этом можно пользоваться выразительными средствами, нельзя ничего говорить, издавать характерные звуки «вашего животного». Когда пара найдена, не переговаривайтесь. Когда все образуют пары, подводятся итоги.

27. Упражнение «Леди и джентльмены»

Цель – выявление детьми определенных предпочтений, повышение сплоченности группы.

Инструкция: Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроите глаза и все вместе одновременно пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели - глаза не открывайте.

28. Упражнение «Комплименты – комплименты»

Цель - активизация участников группы, повышение самооценки учащихся.

Инструкция: Два подростка любого пола встают в центр круга и по очереди говорят друг другу комплименты. Побеждает тот, кто последний говорит комплимент. После вызывается другая пара.

29. Упражнение «Рассказываем рассказ по кругу»

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Ведущий начинает рассказывать: « Коля и Миша – закадычные друзья, всегда после школы шли домой вместе. Но однажды Миша не дождался Коли и пошел домой один. А дело было в том, что…» Далее продолжает следующий и т. д.

30. Упражнение «Коллективный счет».

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Участники стоят в кругу с опущенными головами. Задача – называть по порядку числа, выполняя 3 условия:

а) никто не знает, кто назовет следующее число.

б) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд.

в) нельзя называть вслух числа вместе, то есть двумя или более игроками. В этом случае учитель просит начать все сначала. Обсуждение.

Цель: разогрев группы.

Планируемое время: 5 - 7 минут.

Каждый участник должен поприветствовать каждого члена группы и при этом высказать ему комплимент. Комплименты в адрес каждого участника в отдельности, высказанные членами Т-группы, не должны повторяться.

Рефлексия.

Упражнение № 2 «Уважаемый доктор Разум»

Цель: Развитие навыков рационального мышления в стрессовых ситуациях.

Планируемое время: 30 минут.

Каждый участник пишет короткое письмо об одной из своих проблем так, как он писал бы своему другу. Затем участники обмениваются письмами, и каждый отвечает на чье-то письмо – письменно, используя рациональное мышление. Члены группы дают свои комментарии о возможных методах решения проблемы.

Рефлексия.

Упражнение № 3 «Арт-салон»

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Планируемое время: 20 минут.

Оборудование и материалы: листы белой бумаги (ватман, А - 4), наборы красок, фломастеров, карандашей (по 3 - 4 комплекта).

Члены группы (каждый индивидуально) рисуют (красками, фломастерами, цветными карандашами или пастелью) свое состояние и пишет к нему белый стих. Далее каждый участник комментирует свой рисунок. Ведется обсуждение состояний, обращается внимание на совпадающие сюжеты рисунков у разных участников тренинга.

Рефлексия.

Упражнение № 4 «Приятные приключения для таза»

Цель: снятие блоков с мышц таза.

Планируемое время: 10 минут.

Первый этап.

Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, стопы параллельно, на расстоянии 30 см. Вес тела - на передней части ног (с акцентом на подушке большого пальца). Живот выпущен. Руки лежат на бедрах.

В этой позе вращайте бедрами слева направо. Это движение должно захватить таз и минимально - верхнюю часть корпуса и ноги. Дыхание свободное, ртом.

Необходимо выполнить движение 12 раз в одну сторону, затем в другую. При выполнении упражнения следует обратить внимание на то, сдерживается ли дыхание, сохраняется ли тазовое дно расслабленным, согнуты ли колени.

Очень важно, чтобы при выполнении этого упражнения человек был хорошо заземлен, иначе движениям таза не хватает эмоциональной окраски.

Второй этап.

Лягте на спину. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на коврике.

На вдохе таз идет назад, ягодицы при этом больше упираются в коврик, живот максимально выпускается.

Затем выдох, сопровождающий движение таза кверху (таз немного приподнимается), при этом стопы легко надавливают на коврик (укоренение).

Упражнение повторяется в течение 15 - 20 дыхательных движений. Дыхание свободное, ртом. Важно, чтобы в этом упражнении дыхание было брюшное и «шло в таз»; дыхательные движения и движения таза должны быть скоординированы, а ягодицы расслаблены. Если стопы теряют ощущение контакта с ковриком, то таз не свободен в своих движениях.

Если есть напряжение в нижней части тела, то люди подталкивают свой таз вверх вместо того, чтобы позволить ему свободно колебаться в тазобедренных суставах. В этом случае таз выносится вверх напряженными мышцами живота и напряженными ягодицами. Такое вынужденное движение и редуцирует сексуальный опыт.

Комплименты.

Отдельная тема, которая людям нравится в моём исполнении. Поскольку все понимают, что их делать надо, хотят умело делать, а как - никто толком не знает. А после этого блока у народа ощущение, что они предметом овладевают в нужной мере. И это правда так. Тема легко адаптируется и вообще под тренинг продаж вообще, и под телефонные переговоры. Для начала работы я обычно выбираю пару-тройку добровольцев, они делают комплименты друг другу в разных форматах: клиенту, партнёру, мальчик девочке и наоборот, мужчина мужчине и т.д. Хреново делают:))

В конце все похихикивают, обсуждаем, что когда в России говорят, что наши девушки не умеют принимать комплименты - а на самом деле просто мужики комплименты делать не умеют, наши комплименты не только у российских девушек дискомфорт вызывают, но наверняка и у любых других.

Про комплименты я чаще всего даю 5 полезных фишек, которые снабжены шутками-прибаутками и разными притчами-историями.

1. Обсуждаем смысл комплиментов вообще. Сказал комплимент - сделал человеку приятно. Понравился ему. Однако дело ещё и в том, что чтоб комплимент был искренним - надо, чтоб тебе в этом человеке что-то понравилось. Короче, если не тараторишь домашние заготовки комплиментов (хотя это тоже можно, главное, именно не тараторить, а хоть делать вид, что только что придумал), а если ищешь чему сделать комплимент в собеседнике - то ты реально ищешь, что тебе в нём может понравиться. И если находишь что тебе нравится - то это даже можно не проговаривать - в невербалике, в чём-то ещё просачивается метасообщение, что собеседник тебе нравится. Найди что тебе нравится в этом человеке - и контакт будет лучше даже если ты про Это не скажешь. А если ещё и скажешь…

2. Рассказываю про то, как во время защиты кандидатской диссертации аспирант на заданный академиком вопрос ответ начал со слов «Хороший вопрос!» (вместо традиционного «Спасибо за вопрос») Весь зал как вспрыснет от смеха - типа, какое он, аспирант, имеет право оценивать вопросы академика. "Оценки" мы можем давать только в том случае, если нам статус (в голове клиента) позволяет это делать. Например, сам академик может оценить инициативу аспиранта, например, «Отличная работа, парень». Когда мастер спорта молодому спортсмену говорит: «Ты сегодня хорошо боксировал» - это одно. А когда тому же боксёрчику об этом говорит девушка - нормальный парень скорее засмущается, мол, что она понимает... Короче, обсуждаем статус. И как производить более великостатусное впечатление на незнакомых людей - отдельная тема . Тогда оценивать можно. Но:

3. Лучше (мягче получается, особенно при непрояснённом статусе, см.п.1) говорить не: «Маша, у тебя хорошее телосложение», а: «Маша, мне нравится твоё телосложение» или «Маша, мне нравятся девушки с телосложением, как у тебя». В таком случае, опять же, мы избегаем оценок (см. п. 1) и говорим лишь о своих ощущениях. «Ты хороший парень» - одно дело это услышать - и клиент думает - хороший для кого? Другое дело «Мне нравятся такие люди, как ты». Мне нравятся - пойди поспорь. Может ты, конечно, и козёл последний для всех, но мне нравишься. Бесспорный и беспроигрышный вариант - говорить не об оценках, а о своих ощущениях.

4. От общего к частному (можно и наоборот). Такой комплимент звучит более убедительно и становится совсем непохожим на лесть, словно обоснованный. «Мне нравятся люди, такие как ты». Это одно. «Мне нравятся люди, такие как ты. Мы три раза договаривались - и ты все три раза делал всё ровно в срок». Или «Вы в прошлый раз говорили, что снимете новый офис - и вы это оперативно сделали. Приятно иметь дело с человеком (а не оценка - типа, ты - молодец), который знает, чего хочет, и умеет этого достичь».

5. Даже совсем полезную таблетку удобнее запивать. А то она, хоть и полезная, но в горле застревает неудобно. Так и комплименты. Можно и кривой комплимент легко заставить клиента проглотить - как несладкую таблетку можно быстро запить и горечь вкуса не успеть ощутить. Такой запивкой является вопрос после комплимента. Нарушаем вышеуказанные правила и говорим: «Маша, у тебя классная фигура!» и молчим. А Маша думает «Ну и чем я тебе теперь обязана?» (это если мы не инструкторы чемпионок мира по фитнессу - с соответствующим статусом оценки давать можно). Застряла таблетка в горле - такие комплементы проглотить сложнее. Но если мы после первых слов произносим вопрос: «Маша, у тебя классная фигура! Ты от природы так здорово сложена или спортом занимаешься?» Вот! Вроде корявый комплимент, вроде оценку дали «классная фигура» (имеем ли право?), однако мы после первых даже оценочных слов - задали вопрос. И наша Маша уже думает не про то, что имею ли я право оценивать её телосложение, а про то, что ответить на вопрос «от природы или спортом занимается». Как правило, девушки в таких случаях говорят «И то, и другое»:)) .

Обсуждаем, когда и какие комплименты могут быть уместны по телефону. Подводим итоги и обсуждаем результаты работы по установлению контакта. Что ещё нужно для формирования доверия.

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства всех участников.

Игра «Вам - сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему ровеснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор».

Дети и подростки делятся со своими сверстниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Упражнение-игра «Round about». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч («round») и высказываются о («about») своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры; а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы или комментарии.

Упражнение «Компот»

Педагог называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.

Упражнение «Цепочка»

Педагог, психолог (или подросток) начинает игру высказывая какое-нибудь положение, например, «Я люблю есть орехи и играть на гитаре» Остальные участники, если их мнение совпадает с высказанным предыдущим игроком, встают рядом с ним, беря за руку с той стороны, какое положение они выбирают и проговаривают, с чем согласны. В результате цепочка должна замкнуться, как символ того, что интересы ребят в группе совпали. Темы для высказываний могут содержать любые необходимые для урока лексические и грамматические модели. Это упражнение позволяет больше узнать друг о друге, для педагога – помогает в последующем учитывать эту информацию для определения тематики занятия, формирования пар и групп для любой деятельности.

Упражнение

«Интонации и настроение»

На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать.

Упражнение «Что со мной произошло»

Подростки коротко в 3 предложениях рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, п амять

Упражнения разминки, для поднятия настроения, снятия усталости и эмоционального напряжения.

Упражнение "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение "Аплодисменты по кругу"

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Упражнение "Бумажные мячики (Снежки)"

Материалы:

Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.

Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

Упражнение "Карлики и великаны"

Все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>.

Упражнение «Три цвета»

Для проведения упражнения необходимы карточки с написанными на них цветами: «красный», «желтый», «зеленый» (количество карточек должно соответствовать числу участников группы). Участники получают одну из карточек. Ведущий объявляет, что сейчас каждый как бы некоторое время становится такого же цвета, который обозначен на карточке. По команде ведущего будут вставать те, кто имеет отношение к данному цвету.

Например, по команде «Пусть встанет тот, кто имеет цвет яблока» встают все участники, потому что яблоко может быть и желтым, и зеленым, и красным. Как только кто-либо сможет точно определить, кто какого цвета, он сразу скажет об этом. Ведущий просит вставать тех, кто имеет отношение к названным предметам: смородина, перец, лист на дереве, гвоздика, мякоть арбуза, лимон, трава, светофор, помидор, воздушный шар и т.д. При этом каждому участнику следует быть внимательным, чтобы определить, у кого карточка такого же цвета, как и у него. По сигналу ведущего играющие объединяются в группы по «цвету» и поясняют, как они нашли друг друга.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход игры: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Артисты пантомимы» Организуйте свой театр пантомимы. Пусть артисты миманса под музыку или без музыки изобразят:

Дирижера, который руководит, управляет оркестром народных инструментов, симфоническим оркестром, эстрадным коллективом, военным и другими воображаемыми оркестрами, которые исполняют соответствующие песни и музыкальные пьесы. Кстати, зрителям следует отгадать, что исполняется: вальс, военный марш, симфония, народная или эстрадная песня;

Ситуацию из жизни: «Повар делает обед», «Хирург проводит операцию», «Зубной врач выдергивает зуб», «Хозяйка чистит окуней», «Шофер чинит автомобиль, лежа под ним» и т.п.;

Объект, для изображения – разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, говорящий попугай, гордый петух, злая собака, трусливый кролик, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус и т.д. Здесь главное – передать «характер» животного или птицы. Изобразить его (ее) походку, «голос», манеры поведения. Сделать все это надо весело, с выдумкой;

Кстати, можно попросить ребят показать «походку» курицы, утки, индюка, гуся, пингвина. Они весьма индивидуальны. Их надо «схватить» и попробовать повторить. Очень своеобразно прыгают животные. Пусть ребята попрыгают, как тушканчики, лягушки, кенгуру, зайцы, кошки, собаки. А можно предложить детям показать, как ползет по земле змея или крокодил, как взбирается на дерево медведь, пантера и обезьяна. Как ведут себя рассерженный петух; кошка, встретившая собаку; лиса, сидящая в «засаде»; заяц, прячущийся под кустом; ворона, отбирающая у воробья кусочек хлеба и т.п.


Все физминутки можно разделить на такие группы:

    упражнения для снятия общего или локального утомления;

    упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

    упражнения для кистей рук;

    гимнастика для глаз;

    упражнения для мобилизации внимания;

    упражнения, корректирующие осанку;

дыхательная гимнастика. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний

Физминутки для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Физминутка танцевальная

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!



Составил педагог-психолог

МБОУ ДОД ДПЦ

«Смоленские дворы»

Сайфулина Ж.В.

Адрес: ул. Николаева, дом 19.

Телефон: 35-11-05


Смоленск 2012

Начало любого занятия характеризуется не только сообщением темы, плана, но и установлением контакта с обучающимися и настрой на продуктивное общение.

Организационный момент необходим для мобилизации языкового материала, соответствующего теме, и включение в языковую среду, которые позволяют перейти к содержательной части занятия, а так же для создания благоприятной психологической атмосферы (эмоциональная разрядка, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе). Для установления эмоционального контакта можно использовать.


Юлия Батарева
Социально-коммуникативные игры и упражнения

Очень меня радует то, что в сфере последних изменений в воспитетельно - образовательном процессе большое внимание стало уделяться нравственному началу, навыкам коммуникации и волевому контролю над своим поведением и эмоциями у дошкольников. Хочу предложить несколько вариантов игры со стандартным и так любимым всеми воспитателями "Волшебным мешочком",игры в круге, которые направлены, в первую очередь, на развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости, навыков коммуникации и группового сплочения дошкольников. В настоящее время в группе одновременно находится несколько дошкольников, которых можно назвать гиперактивными. Зачастую именно у них выявляются проблемы в первую очередь в общении со сверстниками. Как ни парадоксально, многие дошкольники прекрасно знают как нужно обращаться со сверстниками, как предписано выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, какие обороты и слова необходимо употреблять, выстраивая коммуникации. Однако, это вовсе не означает, что дошкольник, зная эти нормы, употребляет их в своей жизни, общении, игре и т. п. Наша задача подтолкнуть, побудить, активизировать дошкольника применить эти знания, практиковать их в употреблении общепринятых норм общения и поведения, эмоционального реагирования на ситуацию в рамках допустимых норм. Автоматизация, будет хорошим помощником для социализации ребенка.

Упражнение «Знакомство» цель: формирование представлений друг о друге, настрой на предстоящую деятельность.

Дети сидят на стуле в круге. Каждый ребенок соседу слева произносит свое имя (одновременно кладет свою левую руку на правое колено соседа) и рассказывает о себе, что-то хорошее. Когда ребенок закончил, сосед свою правую руку кладет ему на левое колено, а свою левую – на правое колено соседу слева и продолжает рассказывать, но уже о себе. Так все дети замыкают круг и знакомятся друг с другом. После этого психолог говорит о том, что теперь они будут встречаться на занятиях, которые помогут им находить новых друзей.

Упражнение «Приветствие» цель: положительный настрой на дальнейшую работу, развитие произвольности и контроля над импульсивностью.

Дети сидят в круге, воспитатель вносит резиновый мяч с изображением радостного лица. Кидает каждому ребенка по кругу с улыбкой на своем лице, ребенок, возвращая мяч, передает эту эмоцию. После того, как все дети проделали упражнение, воспитатель спрашивает:-Какое у вас стало настроение, когда мы с вами улыбнулись?

Дети рассказывают о своих чувствах. Воспитатель резюмирует, что приятно находиться в кругу с веселыми лицами и самому при этом радоваться.

Упражнение «Цепочка» цель: развитие контроля над своими движениями.

Воспитатель объясняет, что сейчас мы поиграем в игру, которая получится, если все будут стараться выполнить правила. Для этого необходимо дотронуться до колена рукой, но так, чтобы все руки поднимались по очереди (дети находятся в том положении, в котором они завершили выполнение предыдущего упражнения). Показывает детям, как необходимо дотрагиваться и в какой последовательности. Отмечается, из-за чего произошли сбои в цепочке и поощряет детей за старание. Движение цепочки повторяется 3 раза. Дети хлопают друг другу за удачное выполнение задания.

Упражнение «Наоборот» цель: развивать умение делать выбор, находить противоположное состояние.

Дети сидят на напольных подушках в круге, воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет эмоцию, ребенок, возвращая его называет противоположную эмоцию. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не бросит мяч 3 раза.

Ритуал «Прощание» цель: закрепление пройденного материала, настрой на следующее занятие.

Дети садятся в круг на ковре и вспоминают, чем они занимались на занятии. Каждый ребенок рассказывает о том, что ему понравилось больше всего, что узнали нового. Воспитатель благодарит детей за старательность, подводит итог.

Дает детям домашнее задание: в группе проконтролировать себя и постараться не демонстрировать другим злость, если есть возможность уйти от негативного контакта. Можно выйти и позлиться в другое помещение группы и там выплеснуть свою злость, встать перед зеркалом или скомкать бумагу как в упражнении «Комочки». Кто справится с этим заданием, на следующем занятии будет включать магнитофон, раскладывать раздаточный материал или выполнять другую привлекательную работу.

Упражнение «Мой веселый звонкий мяч» цель: закрепление положительных эмоций, отрабатывание умения контролировать свои действия.

Детям предлагается мяч с веселым выражением, который необходимо передать своему соседу и изобразить на лице радостную эмоцию, при этом мяч не должен упасть. Из игры выбывает и тот, кто передал, и тот, кто не поймал мяч. После игры делается вывод о том, что один человек не может быть виноват во всем, их как минимум 2-ое, как в нашем случае с мячом: один резко передал мяч, а другой неудачно подставил руки. Поэтому, когда мы делаем совместное дело, нужно сосредотачиваться на действиях, тогда будет положительный результат. Игра повторяется 3 раза в ускоренном темпе.

Игра «Путаница» цель: сплочение детского коллектива, развитие умения сопереживать.

Ребята стоят в круге, держась за руки, и запутываются. Воспитатель старается распутать детей и вернуть в исходное положение.

После игры проходит обсуждение:

Все ли чувствовали себя комфортно?

Понравилась ли им игра, чем?

Обращается внимание на то, что некоторым детям могло быть неудобно или дискомфортно, так как их тянули, сильно дергали за руку. Они показали свои ощущения эмоцией обиды, злости, надовольства. В таком случае игра не доставляет радости. Игра повторяется еще 2 раза, с учетом поправок.

Упражнение «Комплимент» цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Волшебный мешочек». Для этого нужно взять его и сказать в него приятные слова, которые адресованы ребенку слева. Так каждый говорит комплименты своему соседу, передавая при этом «волшебный мешочек». Если у детей возникают трудности в произнесении приятных слов, воспитатель может принять участие в обмене комплиментами. Так же, если у детей нет слов для выражения положительного отношения к соседу, можно просто улыбнуться. В конце круга мешочек завязывается и детям предлагается воспользоваться мешочком, когда у них испортиться настроение. Мешочек отдается детям в группу и воспитатель фиксирует его использование детьми.

Упражнение «Ласковые ладошки» цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Дети сидят на напольных подушках в круге боком на расстоянии, позволяющем прикасаться друг к другу. С закрытыми глазами детям предлагается максимально расслабит свое тело. Тля этого сначала нужно напрячь все тело, и резко его расслабить. «Почувствуйте, как волны тепла растекаются по всему вашему телу. Вам приятны эти ощущения, все мышцы отдыхают. А теперь погладьте себя по рукам своими ласковыми ладошками, по ногам, по животику. Обратите внимание на свои ощущения, как они приятны. А теперь откройте глаза и попробуйте подарить свое тепло и ласку своему соседу. Погладьте его ласковыми ладошками по спине, по рукам и опять по спине». Все ребята начинают обсуждение:

Расскажите о чувствах, которые вы испытывали.

Что вам понравилось больше, гладить или чувствовать прикосновение?

Игра «Маска» цель: развитие выдержки и самоконтроля.

В середине помещения ставится стул, на котором сидит ребенок, остальные дети выстраиваются вокруг сидящего. Ребенок, который на стуле, сидит со спокойным выражением лица, дети, продвигаясь по кругу пытаются изменить его состояние, демонстрируя разные эмоции, позы, двигая руками. Не разреша-ется дотрагиваться до сидящего. Когда ребенок смеется или изменяет свое спокойное состояние, на его место садится тот ребенок, которому это удалось. Игра повторяется 5 раз. Психолог отмечает детей, которым удалось максимально долго выполнять инструкцию.